Любите вы их или ненавидите, но когда-то вездесущий женский аксессуар — колготки — стал революционным изобретением, которое помогло изменить женскую моду.
Кэрол Лоуренс в фиолетовых колготках, 1960Авторство изобретения колготок приписывают Аллену Ганту в 1959 году. История гласит, что эта идея пришла ему в голову, когда он ехал в ночном поезде в Северную Каролину со своей беременной женой Этель Бун Гант. Этель сказала своему мужу, что это будет последняя поездка, в которую она отправится до рождения ребенка, поскольку надевать на себе комбинацию из чулок до бедра, пояса и подвязки, которые должны были носить женщины, становилось невыносимо неудобно. Когда они вернулись домой, Гант воодушевился и попросил жену пришить пару чулок к трусикам и примерить их. Конечно, из этого ничего хорошего не получилось. Но Гант принес вещь как прототип на швейную фабрику, где работал, и нашел практичный способ вязать на чулочно-носочных машинах то, что мы сегодня называем колготками.
Неделя моды в Лондоне, 1965Примечательно то, что колготки стали не только удобным элементом женского гардероба, они также помогли рассказать новую историю о месте молодых женщин в обществе. В 1950-х молодые женщины одевались как миниатюрные копии своих матерей, но 1960-е представили одежду, явно принадлежавшую новому поколению.
Новая мода стала своеобразным посланием, направленным против истеблишмента и запланированного будущего. В 1960-е годы средний возраст вступления в брак для женщин в Америке составлял около 20 лет, а средний возраст рождения ребенка — 21 год, но молодые женщины, участвовавшие в революционной волне эпохи, часто отвергали ожидания того, что они станут женами и матерями в столь раннем возрасте. Их одежда отразила эту идею, приняв более девичий вид.
Портрет трех моделей, позирующих в кофейне в Сохо для модной фотосессии, Нью-Йорк, 1966Шестидесятые стали периодом сексуальной революции, а в контектсте моды одним из самых революционных изобретений была мини-юбка. Более удачного стечения обстоятельств для популяризации колготок сложно придумать. Для модной женщины, которая хотела носить юбку покороче, чулки и пояса стали чем-то вызывающим и неуместным, а колготки идеально выполняли свою функцию и незаметно прятались под юбкой. Когда культовые модели Джин Шримптон и Твигги, надели свои мини-юбки, спрос на колготки резко вырос, и женщины устремились в магазины за собственными парами.
Особенно популярными колготки были среди модов. Газеты описывали эту субкультуру как «беглецов из детского сада» и «выросшие версии третьеклассников». Одним из главных элементов одежды у них были колготки, которые в некоторой степени позволяли женщинам продлить период юношества. Никто не знал этого лучше, чем Мэри Куант, лондонский дизайнер, популяризировавшая этот образ. «Когда мне было 13 лет, я поплакала о своем взрослении. Что действительно расстроило меня, так это ужасное осознание того, что одежда для взрослых гротескна и однообразна. Я хотела избежать этого и всегда носить детскую одежду», — сказала в интервью 1976-го года мать движения модов.
Mademoiselle, 1966Моды верили, что они представляют собственное видение, что они были теми, кто будет создавать будущее моды. Они считали себя олицетворением нового поколения моды и что их стиль демонстрировал современность. Они олицетворяли новую свободу от прошлого. Чулки и связанные с ними социальные ожидания женственности казались устаревшими, и поэтому молодые женщины тянулись к чему-то другому.
К 1970-м и 1980-м годам колготки были неотъемлемой частью гардероба каждого подростка и женщины. По мере того как все больше женщин приходили на работу, продажи колготок только росли. В свою очередь, производители чулочно-носочных изделий продолжали предлагать новые цвета, текстуры, размеры и технологии.
Vogue, 1965Аллен Гант врядли думал, что его изобретение поможет изменить моду. Тенденции в одежде не отражают перемены, а скорее составляют их основу. Но надев колготки и переняв «детские» привычки в выборе одежды, женщины создали свою новую реальность.