- 28-янв-2021, 00:00
Место силы: что известно о самом большом архиве Хельмута Ланга - «Модные бренды»
ENDYMA — это модный архив в Берлине, в котором хранится самая большая в мире коллекция работ Хельмута Ланга. Начав в качестве онлайн-реселлера, Майкл Кардамакис превратил свою личную коллекцию в то, чем она является сегодня — местом для хранения истории моды и важным ресурсом для современных брендов. «Легендарный дизайн можно использовать как основу для создания новых продуктов, — говорит 28-летний мужчина. — Сейчас мы в основном работаем как консультанты, предоставляя модным лейблам основу для создания новых работ».
В архиве представлены изделия различных дизайнеров 1990-х и 2000-х годов, но в его основе лежит работа легендарного австрийца, если быть точным, 1650 его дизайнов. ENDYMA, что по-гречески означает «одежда», был основан в Афинах, родном городе Кардамакиса, до его переезда в Берлин в 2020 году. Во время Reference Festival 2021 года в столице Германии были выставлены некоторые из самых важных произведений Хельмута Ланга в выставочном зале Reference Studios. Архив также специализируется на других не менее влиятельных брендах, включая Raf Simons, Miu Miu Menswear, Rick Owens и Burberry Prorsum.
Майкл Кардамакис, основатель ENDYMAВ интервью для Vogue Кардамакис рассказывает о своей любви к Хельмуту Лангу, о важности ухода за своей одеждой и о том, почему модная система нуждается в перезагрузке.
Откуда у вас интерес к моде?
«Я увлекся модой, когда изучал историю искусства в Университете Восточной Англии в Норидже, и я всегда пытался интегрировать современную моду в свою степень. Я писал эссе о джинсах, а моя диссертация была о том, как Анн Демельмейстер выкраивает жакеты».
Как вы начали коллекционировать одежду?
«Я заработал деньги во время учебы, перепродавая вещи. По ходу дела я узнал о мастерстве и деталях. Я заинтересовался Helmut Lang в 2011 году, когда никого уже не волновал минимализм 1990-х. Через пару лет после выпуска с университета и запуска моего веб-сайта у меня была встреча с дизайнером из большого модного Дома, который спросил меня, сдаю ли я вещи в аренду. С тех пор все дело превратилось в настоящий архив».
Helmut Lang Menswear весна-лето 2004Где вы находите предметы для своей коллекции?
«Мы ищем их везде, заглядываем под каждый камень. Кроме того, люди часто сами находят меня в Google — присылают мне электронные письма и личные сообщения. Также мы выкупаем вещи у людей, которых я знаю лично. Мы получаем примерно одну новую вещь в день».
Вы ищете какие-то определенные вещи?
«Я зациклен на создании определенных коллекций и групп предметов, а также на поиске менее известных предметов одежды. Грааль в работах Хельмута Ланга очевиден — все знают его культовые произведения. Но для моей работы как архивиста эти дизайны — тупик — они слишком известны и узнаваемы, чтобы их можно было использовать в качестве основы для создания новых вещей».
Helmut Lang Menswear весна-лето 2004Чем вас привлекает Хельмут Ланг?
«Его работы во многих отношениях странные, поскольку подавляющее большинство из них без какого-либо необычного дизайна. У Ланга архетипический подход: его костюмы — это хрестоматийное определение костюма с четкостью линий и классическими пропорциями. Он одержим традициями, но при этом делает половину рукава другого цвета, и тем самым меняет сознание и восприятие».
Какие выши любимые предметы, созданные Лангом?
«Модели 2000-х годов очень знаковые. Также мне нравятся его ранние джинсовые куртки, у меня собрался их широкий ассортимент. Мне очень импонируют ранние рубашки Helmut Lang Jeans, на которых в значительной степени был основан проект Calvin Klein Рафа Симонса».
Helmut Lang весна-лето 1998Кто ваши любимые дизайнеры, помимо Хельмута Ланга?
«Прямо сейчас это работа Дирка Биккембергса до 1999 года. Costume National до 2001 года. Я также покупал некоторые японские бренды, такие как FICCE, которые производят декоративные трикотажные вещи. Винтажный Burberry с начала до середины 1980-х тоже хорош».
Когда вы считаете одежду выгодным вложением средств?
«Очевидно, что что-то узнаваемое — хорошее вложение в том смысле, что это вещь, которая занимает важное место в истории дизайна. Но я также пытаюсь найти новую ценность там, где ее не видят люди».
Helmut Lang весна-лето 1997Что делает дизайнера достойным культового статуса?
«Последовательность имеет решающее значение для превращения работы дизайнера в нечто культовое. Необходимы сила, терпение и одержимость, которые, в свою очередь, образуют длинную историю. То, что было проверено временем и почему-то все еще считается крутым после 20 лет — это действительно, на мой взгляд, делает дизайнеров культовыми».
Почему сейчас больше внимания уделяется уходу за одеждой и покупке секонд-хенда?
«Ну, во-первых, я не мог позволить себе новый продукт высокой моды; покупка из секонд-хенда была воротами в этот мир. В настоящее время система и ценности моды сломаны, а цены на одежду слишком высоки. Появляется так много новых продуктов, что кажется, что мы просто выходим из-под контроля».
Helmut Lang весна-лето 1997Каким вы видите будущее моды?
«Я хочу, чтобы модные бренды производили лишь треть того, что они производят сейчас, и вкладывали больше средств в собственную философию и посыл, вместо того, чтобы пытаться делать все для всех с разным подходом каждый сезон. Одержимость трендами — это крысиные бега, это бессмысленность».
Текст: Alex Kessler