Gem, J'aime, Jam: новая ювелирная коллекция Dior от Виктуар де Кастеллан - «Новости ЦУМ» » Леди из народа.

  • 06-май-2021, 00:00

Gem, J'aime, Jam: новая ювелирная коллекция Dior от Виктуар де Кастеллан - «Новости ЦУМ»



Виктуар де Кастеллан выпустила самые необычные украшения за двадцать с лишним лет ювелирной работы в Dior.

Новая ювелирная коллекция называется Gem, подразумевается J'aime, а звучит джазовым Jam. «Почему я назвала коллекцию Gem? – спрашивает меня Виктуар. И сама отвечает: – Во-первых, потому что мы говорим о часах с циферблатом, напоминающим форму камня или минерала. А во-вторых, потому что это созвучно «я люблю» — J'aime». Любишь не любишь — среди главных французских ювелиров Виктуар выступает с наивностью смешной девчонки (в стиле любимой ей Барбры Стрейзанд из Funny Girl), с храбростью и безрассудностью обожаемой красавицы главных парижских тусовок.

Часы Gem Dior, сталь, желтое золото, бриллианты, лазурит, кварцевый механизм, Dior Joaillerie

Работая у Карла Лагерфельда, она придумывала ему украшения для показов. Особый жанр, где каждая вещь должна что-то высказать и даже прокричать, чтобы последнему маленькому журнальному стилисту в последнем ряду все стало ясно без очков. Артистичные, крупные, цветные, веселые фейки. Как называют их, «фантазийные украшения».

Теперь Виктуар де Кастеллан – создательница драгоценностей Dior. Когда двадцать лет назад она стала здесь главным ювелиром, ее палитра изменилась: вместо стразов и блесток – драгоценные камни, вместо серебра или пластика – золото или платина. Вместо бутафории – реальная и технически очень сложная ювелирная работа, лучшие парижские мастерские и самые опытные мастера. Но стиль работы остался прежним – не убеждать, а поражать: «Когда я пришла, на меня смотрели с широко раскрытыми глазами — мол, да что это она вытворяет, да что это она себе позволяет. А я все могла себе позволить, потому что я была чужая, посторонняя».

Виктуар де Кастеллан оказалась не просто ювелиром, а мастером современного искусства, не зря же ее вещи показывали в главных галереях и музеях. Современным художником ее сделало провокационное противоречие между сверхдрагоценными материалами и легким, непринужденным, веселым с ними обращением. Вручите серьезному ювелиру такой невероятный изумруд, такой волшебный аметист, такой редчайший оранжевый бриллиант — он застынет от ответственности. Дайте камни Виктуар — она начнет ими жонглировать.

Кольцо Gem Dior, желтое золото, бриллианты, кольцо Gem Dior, желтое золото, бриллианты, малахит, лазурит, хризопраз, кольцо Gem Dior, белое золото, бриллианты, все – Dior Joaillerie

Есть у нее правильная дистанция между замыслом и воплощением. Современный художник не пачкает руки в краске. Он придумывает то, что выполняют другие. Это раскрывает глаза и освобождает фантазию. Виктуар не спешит хвататься за карандаш, тем более садиться за компьютер, как это делают дизайнеры. В школе, которую она ненавидела, у нее были проблемы с концентрацией, с запоминанием — она не могла пересказать только что прочитанный текст. Учителя выходили из себя, не понимая, что это не лень и не рассеянность, а просто другая манера общаться. В Dior – никаких проблем с коммуникацией, она говорит здесь не на чужом, а на собственном языке. Свои идеи набрасывает на цветных листочках post-it, потом отдает на прорисовку, затем они возвращаются к ней, сначала в виде макетов, потом – украшений. Так ее мысли обретают форму, цвет и свойственный им с самого начала блеск.

Корреспондентка французского Vanity Fair описывает сценку, как Виктуар объясняет геммологу желаемый цвет камня. Она берет в рот леденец, катает его на языке и показывает специалисту прозрачную горошину – «мне нужно вот так». Проектировать «серьезно» ей незачем, рисует она свободно, весело и немного по-дилетантски. Взгляните хотя бы на ее комиксы о похождениях в компании Кристиана Диора. В нынешней компании Диора, замечу, не каждой позволят с ним прогуливаться на дружеской ноге. Так что это еще и свидетельство высшей степени доверия, которым де Кастеллан пользуется.

И еще как пользуется. С 1999 года о каждой ее коллекции говорили взахлеб, потому что она делала то, на что никто не осмеливался. Свободно миксовала драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, использовала бриллиантовую крошку, «золушкину пыль», припудривая ей кабошоны, а когда недоставало цвета, вводила цветной лак или горячую эмаль – «превращая чувства и эмоции в украшение», как сама говорит. Это были очень необычные и очень фигуративные вещи, маленькие подробные скульптурки: мертвые головы королей-королев, цветы-хищники, образы диоровских платьев, впечатления от интерьеров Версаля.

Браслет Gem Dior, розовое золото, бриллианты, браслет Gem Dior, желтое золото, бриллианты, браслет Gem Dior, белое золото, бриллианты, все – Dior

И вот теперь Gem, где браслеты составлены из прямоугольников, напоминающих рояльные клавиши. Правда, вместо черного и белого – разнообразнейшие естественные цвета минералов. «Для меня цвет очень важен, и я люблю использовать все камни сразу. Я смешала малахит, лазурит, перламутр и сердолик. Есть розовый опал, есть тигровый глаз. Собирая их вместе, я пыталась сыграть на многоцветье, но, конечно, учитывала нюансы оттенков. Некоторые браслеты целиком состоят из расположенных в шахматном порядке декоративных камней. Все стороны асимметричны, как и в природе».

Новая коллекция необычна для Виктуар как раз полным отказом от изобразительности. «Обычно ваши украшения написаны на фантастическом языке, где из 300 букв – 299 гласных. Почему вы решили сделать Gem столь геометричной, строгой, модульной?» – спрашиваю я. «Захотелось переключиться с фигуративных украшений на абстрактные, — отвечает Виктуар. — Я подумала, что сейчас самое время для геометричного стиля. Но я не так далеко ушла от того, что делала раньше, это как будто бы мои прежние украшения, только разобранные и собранные заново в виде пикселей, палеток, клеточек». То есть снова художественное упражнение на конструкцию-деконструкцию? Вспоминаю, как она плоскогубцами разбирала свои детские украшения, мамины подарки, чтобы превратить их во что-то новое. «Сейчас мне уже не нужны инструменты, — говорит она, — я могу это делать и мысленно».

Это будто мои прежние украшения, только собранные заново в виде пикселей, палеток, клеточек

Многоугольные циферблаты часов Gem, обведенные золотом, выглядят как камни на срезе. «Мне пришло это в голову, когда я рассматривала присланные неограненные минералы. В их нарочитой грубости было настоящее очарование. Достаточно положить их в оправу, подумала я. Мне всегда было жалко камни, которым мы насильно придавали правильную форму. Может быть, как с людьми: неправильная форма как раз самая правильная».

Часы Gem Dior, сталь, перламутр, кварцевый механизм, часы Gem Dior, сталь, перламутр, кожаный ремешок, кварцевый механизм, все – Dior Joaillerie

Но у Gem есть еще один прообраз – Виктуар де Кастелан рассказывает о расклеенных в линию кусочках ткани, которые Кристиан Диор использовал в мастерских, проверяя цветовую гамму коллекции. Разноцветные полоски и вправду напоминают развернутый браслет. «Так что эта коллекция соединяет идею природы с идеей кутюра».

Сначала часы Gem появились на ремешках, удивляя контрастом гладкой черной кожи и многоугольного цветного каменного циферблата. Теперь они – на сложном браслете, круг замкнулся. Это уже не совсем часы, не просто механизм, а украшение. «Часы как браслет, – говорит Виктуар. – Или браслет как часы. Мне всегда нравилась идея браслета, который показывает время».

Никак не поспоришь. Мне тоже нравится идея цветного браслета, сразу показывающего время, в котором мы живем, вместо того чтобы крохоборничать с минутами и часами. В новых Gem и порядок, и анархия, и строгость, и пестрота; время по Виктуар неровно, тревожно, но уж точно незабываемо прекрасно.

Текст: Алексей Тарханов

Фото: Casper Sejersen

Портрет: Frederike Helwig


Виктуар де Кастеллан выпустила самые необычные украшения за двадцать с лишним лет ювелирной работы в Dior. Новая ювелирная коллекция называется Gem, подразумевается J'aime, а звучит джазовым Jam. «Почему я назвала коллекцию Gem? – спрашивает меня Виктуар. И сама отвечает: – Во-первых, потому что мы говорим о часах с циферблатом, напоминающим форму камня или минерала. А во-вторых, потому что это созвучно «я люблю» — J'aime». Любишь не любишь — среди главных французских ювелиров Виктуар выступает с наивностью смешной девчонки (в стиле любимой ей Барбры Стрейзанд из Funny Girl), с храбростью и безрассудностью обожаемой красавицы главных парижских тусовок. Часы Gem Dior, сталь, желтое золото, бриллианты, лазурит, кварцевый механизм, Dior Joaillerie Работая у Карла Лагерфельда, она придумывала ему украшения для показов. Особый жанр, где каждая вещь должна что-то высказать и даже прокричать, чтобы последнему маленькому журнальному стилисту в последнем ряду все стало ясно без очков. Артистичные, крупные, цветные, веселые фейки. Как называют их, «фантазийные украшения». Теперь Виктуар де Кастеллан – создательница драгоценностей Dior. Когда двадцать лет назад она стала здесь главным ювелиром, ее палитра изменилась: вместо стразов и блесток – драгоценные камни, вместо серебра или пластика – золото или платина. Вместо бутафории – реальная и технически очень сложная ювелирная работа, лучшие парижские мастерские и самые опытные мастера. Но стиль работы остался прежним – не убеждать, а поражать: «Когда я пришла, на меня смотрели с широко раскрытыми глазами — мол, да что это она вытворяет, да что это она себе позволяет. А я все могла себе позволить, потому что я была чужая, посторонняя». Виктуар де Кастеллан оказалась не просто ювелиром, а мастером современного искусства, не зря же ее вещи показывали в главных галереях и музеях. Современным художником ее сделало провокационное противоречие между сверхдрагоценными материалами и легким, непринужденным, веселым с ними обращением. Вручите серьезному ювелиру такой невероятный изумруд, такой волшебный аметист, такой редчайший оранжевый бриллиант — он застынет от ответственности. Дайте камни Виктуар — она начнет ими жонглировать. Кольцо Gem Dior, желтое золото, бриллианты, кольцо Gem Dior, желтое золото, бриллианты, малахит, лазурит, хризопраз, кольцо Gem Dior, белое золото, бриллианты, все – Dior Joaillerie Есть у нее правильная дистанция между замыслом и воплощением. Современный художник не пачкает руки в краске. Он придумывает то, что выполняют другие. Это раскрывает глаза и освобождает фантазию. Виктуар не спешит хвататься за карандаш, тем более садиться за компьютер, как это делают дизайнеры. В школе, которую она ненавидела, у нее были проблемы с концентрацией, с запоминанием — она не могла пересказать только что прочитанный текст. Учителя выходили из себя, не понимая, что это не лень и не рассеянность, а просто другая манера общаться. В Dior – никаких проблем с коммуникацией, она говорит здесь не на чужом, а на собственном языке. Свои идеи набрасывает на цветных листочках post-it, потом отдает на прорисовку, затем они возвращаются к ней, сначала в виде макетов, потом – украшений. Так ее мысли обретают форму, цвет и свойственный им с самого начала блеск. Корреспондентка французского Vanity Fair описывает сценку, как Виктуар объясняет геммологу желаемый цвет камня. Она берет в рот леденец, катает его на языке и показывает специалисту прозрачную горошину – «мне нужно вот так». Проектировать «серьезно» ей незачем, рисует она свободно, весело и немного по-дилетантски. Взгляните хотя бы на ее комиксы о похождениях в компании Кристиана Диора. В нынешней компании Диора, замечу, не каждой позволят с ним прогуливаться на дружеской ноге. Так что это еще и свидетельство высшей степени доверия, которым де Кастеллан пользуется. И еще как пользуется. С 1999 года о каждой ее коллекции говорили взахлеб, потому что она делала то, на что никто не осмеливался. Свободно миксовала драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, использовала бриллиантовую крошку, «золушкину пыль», припудривая ей кабошоны, а когда недоставало цвета, вводила цветной лак или горячую эмаль – «превращая чувства и эмоции в украшение», как сама говорит. Это были очень необычные и очень фигуративные вещи, маленькие подробные скульптурки: мертвые головы королей-королев, цветы-хищники, образы диоровских платьев, впечатления от интерьеров Версаля. Браслет Gem Dior, розовое золото, бриллианты, браслет Gem Dior, желтое золото, бриллианты, браслет Gem Dior, белое золото, бриллианты, все – Dior И вот теперь Gem, где браслеты составлены из прямоугольников, напоминающих рояльные клавиши. Правда, вместо черного и белого – разнообразнейшие естественные цвета минералов. «Для меня цвет очень важен, и я люблю использовать все камни сразу. Я смешала малахит, лазурит, перламутр и сердолик. Есть розовый опал, есть тигровый глаз. Собирая их вместе, я пыталась сыграть на многоцветье, но, конечно, учитывала нюансы оттенков. Некоторые браслеты целиком состоят из расположенных в шахматном порядке декоративных камней. Все стороны асимметричны, как и в природе». Новая коллекция необычна для Виктуар как раз полным отказом от изобразительности. «Обычно ваши украшения написаны на фантастическом языке, где из 300 букв – 299 гласных. Почему вы решили сделать Gem столь геометричной, строгой, модульной?» – спрашиваю я. «Захотелось переключиться с фигуративных украшений на абстрактные, — отвечает Виктуар. — Я подумала, что сейчас самое время для геометричного стиля. Но я не так далеко ушла от того, что делала раньше, это как будто бы мои прежние украшения, только разобранные и собранные заново в виде пикселей, палеток, клеточек». То есть снова художественное упражнение на конструкцию-деконструкцию? Вспоминаю, как она плоскогубцами разбирала свои детские украшения, мамины подарки, чтобы превратить их во что-то новое. «Сейчас мне уже не нужны инструменты, — говорит она, — я могу это делать и мысленно».Это будто мои прежние украшения, только собранные заново в виде пикселей, палеток, клеточекМногоугольные циферблаты часов Gem, обведенные золотом, выглядят как камни на срезе. «Мне пришло это в голову, когда я рассматривала присланные неограненные минералы. В их нарочитой грубости было настоящее очарование. Достаточно положить их в оправу, подумала я. Мне всегда было жалко камни, которым мы насильно придавали правильную форму. Может быть, как с людьми: неправильная форма как раз самая правильная». Часы Gem Dior, сталь, перламутр, кварцевый механизм, часы Gem Dior, сталь, перламутр, кожаный ремешок, кварцевый механизм, все – Dior Joaillerie Но у Gem есть еще один прообраз – Виктуар де Кастелан рассказывает о расклеенных в линию кусочках ткани, которые Кристиан Диор использовал в мастерских, проверяя цветовую гамму коллекции. Разноцветные полоски и вправду напоминают развернутый браслет. «Так что эта коллекция соединяет идею природы с идеей кутюра». Сначала часы Gem появились на ремешках, удивляя контрастом гладкой черной кожи и многоугольного цветного каменного циферблата. Теперь они – на сложном браслете, круг замкнулся. Это уже не совсем часы, не просто механизм, а украшение. «Часы как браслет, – говорит Виктуар. – Или браслет как часы. Мне всегда нравилась идея браслета, который показывает время». Никак не поспоришь. Мне тоже нравится идея цветного браслета, сразу показывающего время, в котором мы живем, вместо того чтобы крохоборничать с минутами и часами. В новых Gem и порядок, и анархия, и строгость, и пестрота; время по Виктуар неровно, тревожно, но уж точно незабываемо прекрасно. Текст: Алексей Тарханов Фото: Casper Sejersen Портрет: Frederike Helwig


Похожие новости сети



Похожие новости

Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика