Захотелось купить дорогую вещь? Конечно, покупайте, если это сделает вас счастливее, - считает наш психолог. - «Культура»
Самую дорогую шубу я купила, когда мама болела раком. «Мам, я не уверена, что мне нужна эта шуба!» – хныкала я, обнимая в больнице ее худенькое плечо. «Доченька, покупай все, что тебя хоть как-то порадует! У тебя так мало радости!» Шуба эта согревала не только мое тело. На ней как будто осталось тепло маминой души. И мамин завет я несу через жизнь. С точки зрения психологии, потребность в роскоши не является базовой. Базовые – это те потребности, от которых зависит здоровье и жизнь. В системе потребностей Абрахама Маслоу на первом месте – потребности в еде, питье, сне и сензитивности, то есть в объятиях и прикосновениях. А у Эриха Фромма на первом месте – потребность в любви. Роскошь не влияет на жизнь и здоровье. Это атрибут принадлежности к определенной социальной группе. С точки зрения психологии, потребность в роскошных вещах возникает на фоне каких-то психологических проблем и эмоциональных дефицитов. Это бессознательное побуждение заполнить какую-то пустоту, компенсировать отсутствие чего-то важного. Чаще всего они компенсируют дефицит настоящей здоровой любви, признания и уважения. Особая роскошь может стать способом раздувания значимости. Это характерная черта нарциссов. Им важно соревноваться во внешней крутизне и демонстрировать признаки превосходства. Большое число материальных ценностей нужно тем, кто боится быть не ценным и оказаться отвергнутым своей средой или близкими людьми. Мамина смерть вскрыла нарциссическую часть моей личности. Такая часть бывает и у людей без нарциссической травмы. С горя я купила такие огромные бриллиантовые серьги, которые ни разу не смогла надеть. Они были похожи на мои невыплаканные слезы. Радость покупки была короткой. Потерю мамы она не компенсировала. Потом у меня случился финансовый кризис, «слезы» я продала. Что же получается? Если человек хочет купить дорогую вещь, поражающую воображение, он нарцисс? Выходит, желание покупать ценности – нездоровое? Когда я начала изучать психологию, в моей картине мира поведение поделилось на правильное и неправильное. «Неправильно ты, Дядя Фёдор, бутерброд ешь!» Но чем глубже становились мои познания, тем больше рождалось лояльности. Да, потребность в роскоши – психологическая защита на фоне каких-то эмоциональных дефицитов. Но психологическая защита – на то и защита, чтобы выполнять охранную функцию психики! Показная роскошь - явление в истории не новое. Историкам и культурологам известен термин Belle Epoque, Прекрасная эпоха - период расцвета науки и искусства, который длился с конца XIX века и закончился Первой мировой войной 1914 года. Это был период роскоши на фоне нестабильной политической и экономической ситуации в мире. Видимо, в непростые времена запрос на роскошь растет. Она становится резервным источником эмоций, которые компенсируют тревожность и ощущение нестабильности. Пандемия, проблемы в политике и экономике лишили общество покоя. Как подсластить эту горькую пилюлю? Я вспоминаю шубу и совет мамы «покупай то, что тебя хоть как-то радует». А вы?
Самую дорогую шубу я купила, когда мама болела раком. «Мам, я не уверена, что мне нужна эта шуба!» – хныкала я, обнимая в больнице ее худенькое плечо. «Доченька, покупай все, что тебя хоть как-то порадует! У тебя так мало радости!» Шуба эта согревала не только мое тело. На ней как будто осталось тепло маминой души. И мамин завет я несу через жизнь. С точки зрения психологии, потребность в роскоши не является базовой. Базовые – это те потребности, от которых зависит здоровье и жизнь. В системе потребностей Абрахама Маслоу на первом месте – потребности в еде, питье, сне и сензитивности, то есть в объятиях и прикосновениях. А у Эриха Фромма на первом месте – потребность в любви. Роскошь не влияет на жизнь и здоровье. Это атрибут принадлежности к определенной социальной группе. С точки зрения психологии, потребность в роскошных вещах возникает на фоне каких-то психологических проблем и эмоциональных дефицитов. Это бессознательное побуждение заполнить какую-то пустоту, компенсировать отсутствие чего-то важного. Чаще всего они компенсируют дефицит настоящей здоровой любви, признания и уважения. Особая роскошь может стать способом раздувания значимости. Это характерная черта нарциссов. Им важно соревноваться во внешней крутизне и демонстрировать признаки превосходства. Большое число материальных ценностей нужно тем, кто боится быть не ценным и оказаться отвергнутым своей средой или близкими людьми. Мамина смерть вскрыла нарциссическую часть моей личности. Такая часть бывает и у людей без нарциссической травмы. С горя я купила такие огромные бриллиантовые серьги, которые ни разу не смогла надеть. Они были похожи на мои невыплаканные слезы. Радость покупки была короткой. Потерю мамы она не компенсировала. Потом у меня случился финансовый кризис, «слезы» я продала. Что же получается? Если человек хочет купить дорогую вещь, поражающую воображение, он нарцисс? Выходит, желание покупать ценности – нездоровое? Когда я начала изучать психологию, в моей картине мира поведение поделилось на правильное и неправильное. «Неправильно ты, Дядя Фёдор, бутерброд ешь!» Но чем глубже становились мои познания, тем больше рождалось лояльности. Да, потребность в роскоши – психологическая защита на фоне каких-то эмоциональных дефицитов. Но психологическая защита – на то и защита, чтобы выполнять охранную функцию психики! Показная роскошь - явление в истории не новое. Историкам и культурологам известен термин Belle Epoque, Прекрасная эпоха - период расцвета науки и искусства, который длился с конца XIX века и закончился Первой мировой войной 1914 года. Это был период роскоши на фоне нестабильной политической и экономической ситуации в мире. Видимо, в непростые времена запрос на роскошь растет. Она становится резервным источником эмоций, которые компенсируют тревожность и ощущение нестабильности. Пандемия, проблемы в политике и экономике лишили общество покоя. Как подсластить эту горькую пилюлю? Я вспоминаю шубу и совет мамы «покупай то, что тебя хоть как-то радует». А вы?