Художница Дарья Алешкина – об искусстве вытынанки - «Новости культуры» » Леди из народа.

  • 21-мар-2021, 00:00

Художница Дарья Алешкина – об искусстве вытынанки - «Новости культуры»



Художница Дарья Алешкина, автор масштабных ажурных панно-вытынанок, переосмыслила древний вид искусства и заслужила мировое признание

Хлопковый комбинезон, STARCHAK

Вытынанки, название которых происходит от слова «вытынать», что значит «вырезать», когда-то в украинских домах играли роль украшения-оберега. Ажурными полотнами часто занавешивали окна, чтобы преградить дорогу злым духам. А еще они служили бюджетным и простым украшением дома к праздникам. При изготовлении бумага складывалась в несколько раз: от двух до восьми. «Особенность этой техники — в симметрии, я создаю узоры с помощью специального ножа и вожу им по полотну, как кистью», — рассказывает Дарья Алешкина. Вытынанки стали основным видом творчества художницы и привели ее к мировому признанию.

Дарья родилась в Киеве в семье скульпторов, которые, как истинные хиппи, в 1980-х решили переехать в село в Винницкой области. Там ее родители создавали скульптуры, гончарные изделия, писали картины и воспитывали пятерых детей. «Помню, буквально каждый день мы с братьями и сестрами учились вышивать, ткать, создавать статуи и рисовать. Мои родители много общались с местными бабушками, которые учили их старинным техникам рукоделия, а родители, в свою очередь, — учили нас», — рассказывает мастерица.

Дарья призналась, что становиться художником не планировала. «Когда растешь в творческой среде, больше мечтаешь о «приземленных» профессиях. Я постоянно видела, как художникам трудно и бедно. Абсолютно не хотела идти по стопам родителей, но они настояли, чтобы я поступила во Львовскую академию искусств, на скульптора». Университетские годы миниатюрная Дарья провела один на один с огромными глыбами, которым училась придавать форму. «У меня хорошо получались декоративно-монументальные работы, я часто представляла Украину на симпозиумах».

О вытынанке Дарья вспомнила как о детском хобби и решила занять себя на время беременности. «Я, как художник, всегда искала свой язык выражения. Занимаясь скульптурой, чувствовала диссонанс, а с вытынанкой сложилось легко и гармонично. Образы сразу вырисовывались в воображении — и воплощались в бумаге. Чаще всего в моих сюжетах присутствуют женщины-берегини, я изображаю их в различных эмоциональных состояниях и вплетаю орнаментальные символы — это добавляет целостности». У Дарьи трое детей, и между воспитанием и домашними хлопотами она успевает создавать идеально выверенные полотна, которые достигают пяти метров.

Сегодня за плечами у художницы коллаборации с ювелирными брендами Cartier и OBERIG, работа с французским декоратором Изабель Даэрон над витринами для «Всі. Свої», оформление стенда украинских дизайнеров на Парижском салоне Maison&Objet, а также создание экспозиции вытынанок в штаб-квартире ООН в Швейцарии. В 2018 году, по инициативе Ирены Карпы, Дарью пригласили в Париж, в Grand Palais, показать свои полотна на выставке высокого ремесла ручной работы. Там вытынанки заметили Michelangelo Foundation и пригласили художницу участвовать на Биеннале крафтового искусства в Венеции. За 10 лет своей творческой биографии художница создала сотни квадратных метров ажурного полотна — и орнаменты ни разу не повторились.

На изготовление одной работы уходит 10 дней, и каждый раз, раскрывая полотно, мастерица до конца не знает, что именно получится. «Когда я создавала ансамбль орнаментов для Cartier, отталкивалась от украшений бренда 1906 года, подобных гирляндам. Я провела параллели с нашими традиционными символами и соединила это в единое целое. Получилось восемь бумажных вытынанок — каждая длиною два метра», — говорит Дарья.

Художница уверена, что сегодня у вытынанки новая волна популярности: «Я знаю, многие молодые люди пробуют себя в этой технике, потому что получаю много писем, где меня спрашивают, как справиться с той или иной задачей. К сожалению, вуза, где есть кафедра, посвященная именно изготовлению вытынанки, у нас нет. В Беларуси, к примеру, есть колледж, где обучают этому ремеслу. Надеюсь, и в Украине скоро появится».

Текст: Анастасия Йовановская

Фото: Marta Syrko

Стиль: Mary Babak

Прически и макияж: Ivanna Mamchuk



Художница Дарья Алешкина, автор масштабных ажурных панно-вытынанок, переосмыслила древний вид искусства и заслужила мировое признание Хлопковый комбинезон, STARCHAK Вытынанки, название которых происходит от слова «вытынать», что значит «вырезать», когда-то в украинских домах играли роль украшения-оберега. Ажурными полотнами часто занавешивали окна, чтобы преградить дорогу злым духам. А еще они служили бюджетным и простым украшением дома к праздникам. При изготовлении бумага складывалась в несколько раз: от двух до восьми. «Особенность этой техники — в симметрии, я создаю узоры с помощью специального ножа и вожу им по полотну, как кистью», — рассказывает Дарья Алешкина. Вытынанки стали основным видом творчества художницы и привели ее к мировому признанию. Дарья родилась в Киеве в семье скульпторов, которые, как истинные хиппи, в 1980-х решили переехать в село в Винницкой области. Там ее родители создавали скульптуры, гончарные изделия, писали картины и воспитывали пятерых детей. «Помню, буквально каждый день мы с братьями и сестрами учились вышивать, ткать, создавать статуи и рисовать. Мои родители много общались с местными бабушками, которые учили их старинным техникам рукоделия, а родители, в свою очередь, — учили нас», — рассказывает мастерица. Дарья призналась, что становиться художником не планировала. «Когда растешь в творческой среде, больше мечтаешь о «приземленных» профессиях. Я постоянно видела, как художникам трудно и бедно. Абсолютно не хотела идти по стопам родителей, но они настояли, чтобы я поступила во Львовскую академию искусств, на скульптора». Университетские годы миниатюрная Дарья провела один на один с огромными глыбами, которым училась придавать форму. «У меня хорошо получались декоративно-монументальные работы, я часто представляла Украину на симпозиумах». О вытынанке Дарья вспомнила как о детском хобби и решила занять себя на время беременности. «Я, как художник, всегда искала свой язык выражения. Занимаясь скульптурой, чувствовала диссонанс, а с вытынанкой сложилось легко и гармонично. Образы сразу вырисовывались в воображении — и воплощались в бумаге. Чаще всего в моих сюжетах присутствуют женщины-берегини, я изображаю их в различных эмоциональных состояниях и вплетаю орнаментальные символы — это добавляет целостности». У Дарьи трое детей, и между воспитанием и домашними хлопотами она успевает создавать идеально выверенные полотна, которые достигают пяти метров. Сегодня за плечами у художницы коллаборации с ювелирными брендами Cartier и OBERIG, работа с французским декоратором Изабель Даэрон над витринами для «Всі. Свої», оформление стенда украинских дизайнеров на Парижском салоне Maison


Похожие новости сети



Похожие новости